ВНЖ Италии

Вы здесь: Главная
Печать

 

Опыт применения телекоммуникационных технологий в Оренбургском областном центре повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием

А.Е. ШУВАЛОВ, директор,
А.К. ЛЕПЛЯЕВА, заместитель директора по учебной работе,
Е.Г. ВЕККЕР, преподаватель терапии,
ГОУДПО “Оренбургский областной центр повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием”

В Оренбургском областном центре повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием постоянно идет поиск и освоение новых технологий обучения в системе последипломной подготовки специалистов с целью решения проблем, связанных с    длительным  отсутствием специалиста на рабочем месте  и   снижением материальных затрат  учреждений здравоохранения на командировочные расходы.. Решение этих  проблем при помощи выездных циклов также  требует существенных материальных затрат и сопровождается целым рядом организационных проблем. Одно из перспективных направлений ,которое было  выбрано Центром повышения квалификации  для  решения   этих проблем – внедрение  телекоммуникационных  технологий.  Работа на обширную аудиторию экономически выгодна и дает возможность привлекать в качестве преподавателей ведущих специалистов нашего региона, что существенно повышает качество образования.


Несколько слов о дистанционном обучении
Одна из новых форм обучения – дистанционное, т. е. обучение на расстоянии, с использованием новейших средств информационных технологий. Значимость и необходимость внедрения дистанционного обучения отражены в Программе развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010–2020 годы, принятой на III Всероссийском съезде средних медицинских работников в 2009 г. в Екатеринбурге, а также отражены в резолюции Всероссийской научно-практической конференции “Непрерывное профессиональное образование специалистов со средним образованием – основа качества медицинской помощи” (2010 г., Нижний Новгород).Участники Всероссийской научно-практической конференции и члены Совета директоров постановили: «Разработать методологию непрерывного профессионального образования и приступить к ее реализации; активизировать работу по подготовке и внедрению дистанционного образования с использованием телекоммуникационных и информационных методик”. В процессе планирования и реализации поставленных задач были учтены все известные факторы эффективности дистанционного обучения, оценены его преимущества, изучено существующее нормативно-правовое обеспечение (1).

Факторы эффективности дистанционного обучения:

  • ­обеспечение непрерывности процесса обучения;
  • повышение доступности образования;
  • эффективное взаимодействие преподавателя и обучающихся;
  • обеспечение необходимого иллюстративного материала;
  • контроль обучающихся на любой стадии учебного процесса;
  • упрощение доступа к образовательным ресурсам;
  • возможность повышения квалификации работников здравоохранения без отрыва от работы.


Преимущества дистанционного обучения:

  • одновременная работа на большую аудиторию, расположенную в отдаленных регионах;
  • возможность привлечения ведущих специалистов в качестве педагогов, что существенно повышает качество образовательного процесса;
  • экономическая и организационная целесообразность как для учреждений здравоохранения, так и для Центра повышения квалификации.

Нормативно-правовое обеспечение дистанционных образовательных технологий:

  • Приказ Минобрнауки РФ № 137 от 06.05.2005 об использовании дистанционных образовательных технологий, который гласит: “Под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника…” (3).
  • Письмо Минобрнауки РФ № 16-52-138ин/16-13 от 29.12.2000 “О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО”. В нем, в частности, говорится: “Целью использования ДОТ образовательными учреждениями является предоставления обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения)” (2).

Внедрение телекоммуникационных технологий в образовательном учреждении
Из ряда технологических решений телекоммуникаций нами была выбрана схема, позволяющая преподавателю и слушателям, находящимся в отдаленных аудиториях, общаться в постоянном режиме. Связь осуществляется в проводном режиме с использованием VPN ADSL технологий. Все задействованные в этой работе аудитории оснащены специальным оборудованием. Оно позволяет слушателям не только видеть и слышать преподавателя, но и общаться с ним. Преподаватель, соответственно, видит и слышит обучающихся, имеет возможность обратиться как к аудитории в целом, так и к каждому слушателю. Режим прямого общения исключает ряд недостатков, присущих традиционному дистанционному обучению. В настоящее время осуществляется работа с базовой аудиторией в г. Оренбурге и отдаленными аудиториями в городах Орске (Восточный регион Оренбуржья) и в Бузулуке (Западный регион Оренбуржья). Таким образом, в окончательном варианте схема выглядит так: одна базовая аудитория и две региональные, охватывающие западные и восточные районы области. Работа строится по принципу телеконференций и дает возможность проводить лекционные занятия, не выезжая в областной центр.

Для передачи информации используются следующие методы и технологические приемы:

  • видео-лекции;
  • мультимедиа-лекции;
  • электронные мультимедийные учебники;  
  • компьютерные обучающие и тестирующие системы;
  • консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств.

Весь подготовленный и представленный на электронных носителях материал, включая таблицы, схемы, видеоматериалы и т. д., проецируется на большой экран как в базовой, так и в отдаленных аудиториях. Наличие мультимедийного оборудования открывает преподавателям дополнительные возможности в оснащении лекционных занятий, стимулирует их к использованию разнообразных видеоматериалов. С внедрением телекомунникационных технологий преподаватели были поставлены в необычные условия. Потребовалось время для того, чтобы привыкнуть к видеокамере, мониторам, научиться одновременно работать со слушателями, находящимися в одной аудитории с преподавателем и слушателями, находящимися в отдаленных аудиториях. Подбирались методы и формы работы с несколькими аудиториями одновременно. Внедрение информационных технологий привело к изменению стиля работы преподавателей и соответственно потребовало от них дополнительных знаний и навыков.

Для этого было проведено:

  • Обучение преподавателей на компьютерных курсах по программе подготовки слайдовых презентаций: (36 ч для владеющих основами компьютерных технологий и 72 часа для начинающих.;
  • Изучение опыта применения различных методов общения с несколькими аудиториями посредством телекоммуникаций;
  • Оптимизация технологии создания компьютерных презентаций на заседаниях  постоянно действующей  в Центре повышения квалификации Школы педагогического мастерства  для преподавателей;
  • Проведение мониторинга качества обучения по результатам анкетирования слушателей.

За период с января 2007 г. по май 2010 г. обучение прошли в целом по области 3863 слушателей, в 3 телекоммуникационных аудиториях проведено 140  циклов, проведены 2 областные телеконференции и областные семинары. Анализируя заявки,поступающие из учреждений здравоохранения ,мы сейчас имеем возможность составлять перспективный план  проведения телекоммуникационных циклов на весь учебный год. График проведения циклов  получается очень плотный ,иногда аудитории работают в 2 смены с 9 утра и до 7 вечера.

Среди специалистов, обучение которых было запланировано и проведено по телекоммуникации:

  • медицинские сестры офтальмологических, хирургических, психиатрических, терапевтических, дерматовенерологических и др.отделений;
  • медицинские сестры яслей и садов;
  • главные медицинские сестры;
  • фельдшера и медицинские сестры ФАП;
  • участковые медицинские сестры;
  • клинические лаборанты;
  • акушерки;
  • операционные медицинские сестры и др.

Практические рекомендации для лекционных занятий
Основываясь на нашем опыте проведения лекционных занятий, можно дать следующие рекомендации для учреждений, внедряющих телекоммуникационные технологии в образовательный процесс:

  • Необходимо постоянное общение с аудиториями для активного вовлечения слушателей в процесс обучения. Презентация лекции не должна быть перегружена текстовыми слайдами, так как это приводит к простому переписыванию текста и общение с аудиторией прекращается. В слайдах целесообразно использовать сочетание одного управляющего предложения или фразы и перечисления в виде отдельных учебных элементов расположенных вертикально, возможно, с применением эффекта анимации.

Время общения с отдаленной аудиторией должно быть не меньше, чем с базовой. Можно периодически переключать микрофон и давать возможность слушателям в отдаленной аудитории отвечать самостоятельно.   

  • Текстовая информация презентации лекции должна содержать лишь тезисы или определение понятий.
  • Во время лекции эффективно использовать мини-проблемные задачи из трех-четырех коротких предложений и двух-трех вопросов. Опрос будет более эффективным, если индивидуально обращаться к конкретным слушателям. Это позволяет активизировать всю группу, а не только нескольких активных участников беседы.
  • При решении задач возможно использование анимации с последовательным высвечиванием терминов или ответов.
  • Паузы используются для комментариев или вопросов.
  • Более эффективна для усвоения информация, представленная иллюстрацией, фото, диаграммой, алгоритмом действий медицинской сестры.
  • Очень эффективна демонстрация учебных фильмов, в том числе созданных преподавателями Центра повышения квалификации.
  • Пособие управляющего типа с рабочей тетрадью для лекций (кейс-технология). Содержит иллюстрации всех слайдов лекционной презентации, содержит необходимые информационные материалы в текстовом формате, содержит задания по подготовке к практическим занятиям и тексты задач. Есть возможность сделать индивидуальные записи и выполнить домашнее задание.

После проведения каждого телекоммуникационного цикла проводиться анализ анкетирования слушателей,оценка показателей успеваемости и качества обучения слушателей.По данным анкетирования 99% слушателей удовлетворены качеством проведения циклов ,положительно оценивают работу преподавателей ,отмечают новизну полученной информации ,вносят предложения по улучшению качества презентаций, увеличению количества демонстрационных видеофильмов. Сравнительный анализ процента успеваемости и качества обучения  на телекоммуникационных и обычных циклах  не выявил снижения    этих показателей.
Дистанционное обучение с использованием телекоммуникационных технологий является эффективным, положительно оценивается слушателями и обладает большим потенциалом развития.

Список использованной литературы:
1.Материалы  Всероссийской научно-практической конференции «Непрерывное профессиональное образование специалистов  со средним образованием – основа качества медицинской   помощи»  25 – 26 марта 2010 г. (Нижний Новгород).
2.Письмо Минобрнауки РФ № 16-52-138ин/16-13 от 29 декабря 2000 года:  «О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов…»
3.Приказ Минобрнауки РФ №137 от 6 мая 2005 года « Об использовании дистанционных образовательных  технологий»
4. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010–2020 годы // Главная медицинская сестра. 2009. № 12. C. 25–49.

Обучение массажу

Обучение косметологии

Рекомендуем посетить



Знаете ли вы, что ваш Internet Explorer 6 (IE6) устарел?

Чтобы получить наилучшие впечатления от нашего сайта, мы рекомендуем Вам перейти на новую версию или другой веб-браузер.

Список наиболее популярных веб-браузеров можно найти ниже.