Вы здесь: Главная
Печать

Накопительная система повышения квалификации – эффективная форма непрерывного профессионального образования

 А.Е. ШУВАЛОВ, директор ГОУДПО «Оренбургский областной центр повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием»,

А.В. ВОЛОДИН, заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом ММУЗ «Муниципальная городская клиническая инфекционная больница», главный специалист по управлению сестринской деятельностью  Министерства  здравоохранения Оренбургской области

А.К. ЛЕПЛЯЕВА, заместитель директора по учебной работе ГОУДПО «Оренбургский областной центр повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием»

Накопительная система учета часов обучения – это вариабельная форма дискретного прохождения образовательной программы последипломного образования, предусматривающая свободу выбора: образовательных учреждений, предоставляющих услуги; графика посещения занятий; тематических циклов в рамках, заданных учебным планом. Дополнительные образовательные программы могут быть представлены курсами, семинарами, конференциями, мастер-классами, круглыми столами, днями специалиста, которые будут учитывать современные стандарты деятельности по специальностям. Внедрение накопительной системы не предполагает отмены существующей системы последипломной подготовки средних медицинских работников, а дает им право выбора способа повышения своей профессиональной компетентности. Основными компонентами накопительной системы являются обязательные и вариативные часы обучения, которые в сумме должны составлять не менее 144 часов учебного времени, что соответствует утвержденным образовательным программам. Обязательные часы (не менее 72) средний медицинский работник проходит в соответствующих образовательных учреждениях. Значимость и необходимость внедрения накопительной системы подчеркивается в «Программе развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010–2020 годы», принятой на III Всероссийском съезде средних медицинских работников в 2009 году (г. Екатеринбург) (2) и отражена в резолюции Всероссийской научно-практической конференции «Непрерывное профессиональное образование специалистов со средним образованием – основа качества медицинской помощи» (25–26 марта 2010 г., Нижний Новгород): «участники Всероссийской научно-практической конференции и члены Совета директоров постановляют:

1.Разработать методологию непрерывного профессионального образования и приступить к ее  поэтапной реализации

2.Образовательным учреждениям принять участие в создании системы информационной поддержки образовательного процесса и в развитии накопительной системы последипломного образования» (1).

 Практический опыт

ГОУ ДПО «Оренбургский областной Центр повышения квалификации» с 2005 года реализует различные формы обучения среднего медперсонала по накопительной системе зачета часов. Данную технологию обучения взрослых наш Центр проводил по согласованию с главным внештатным специалистом по управлению сестринской деятельностью Министерстве здравоохранения Оренбургской области, с Областным Советом по сестринскому делу при Министерстве здравоохранения Оренбургской области, ГУЗ «Оренбургский областной клинический онкологический диспансер», Оренбургским филиалом ФГУ «МНТК Микрохирургия глаза им. академика С.Н. Федорова».

С учетом содержательной части образовательных стандартов циклов «Современные аспекты управления,экономики здравоохранения», «Сестринская помощь онкологическим больным» и «Сестринское дело в офтальмологии» и задачей «накопить» для зачета часов  за 5 лет  от 60 до 70 часов были запланированы на   период с 2005 по 2010 годы следующие общие требования :

1. Проведение обучения не менее 12–14 часов в год, чтобы за пятилетний период набрать количество часов, необходимое для зачета по накопительной системе(60- 70 часов), с обязательным методическим сопровождением каждого обучающего мероприятия (пособия, сборники, буклеты, проспекты, презентации, видеофильмы).

2. Участие медсестер в подготовке и проведении конференций, семинаров, мастер-классов при методической и организационной поддержке Центра повышения квалификации и Областного совета по сестринскому делу.

3. Обязательная регистрация каждого участника для оформления документации по зачету часов обучения.

Итоги реализации с 2005 года различных форм обучения среднего медперсонала по накопительной системе зачета часов для слушателей циклов «Сестринская помощь окологическим больным» и «Сестринское дело в офтальмологии»  получились разными :

- слушателям цикла для медицинских сестер онкологических кабинетов и отделений, удалось «накопить часы» по результатам проводимых 2 раза в год областных конференций, семинаров, мастер-классов. За период 2010–2013 гг. проведение цикла «Сестринская помощь онкологическим больным» с выполнением контрольной работы и зачетом часов составит 2 недели

- медицинские сестры и преподаватели офтальмологического профиля, несмотря на хорошие результаты и отзывы по проведению 24-25 мая 2006 года  в г.Оренбурге Межрегиональной конференции «Современные аспекты деятельности медсестры в офтальмологии» , решили проводить их  1 раз в 2 года и  вышли из накопительной системы  из-за невозможности набора  зачетных часов(за 5 лет   при проведении 2 конференций по 2 дня  максимально зачет 24-32 часа вместо необходимых 60 или 70 часов) .

Несмотря на разные результаты ,приобретенный опыт проведения обучающих мероприятий оказался в равной степени полезным для  всех  участников.Приглашенные руководители учреждений здравоохранения и врачи-специалисты были искренне удивлены высоким уровнем подготовки сообщений, презентаций, эрудицией медсестер и профессиональным мастерством при демонстрации практических навыков в ходе проведения мастер-классов и тренингов.

Наиболее удачным и оптимальным оказался эксперимент по развитию накопительной системы для руководителей сестринских служб на цикле  «Современные аспекты управления ,экономики здравоохранения». По предложению главного внештатного специалиста  Министерсво здравоохранения области, Областного совета по сестринскому делу был разработан перспективный план внедрения накопительной системы для главных и старших медсестер, который сейчас успешно реализуется. Основанием для составления плана является предварительное согласование тематики планируемых мероприятий с потребностями руководителей сестринских служб, которые мы выявляем и корректируем в процессе ежегодного анкетирования. После сопоставления тематики конференций, семинаров, мастер-классов с содержательной частью учебно-тематического плана цикла «Современные аспекты управления, экономики здравоохранения» был решен вопрос о количестве часов для зачета по накопительной системе (таблица 1)

Таблица 1

План развития накопительной системы повышения квалификации для руководителей сестринских служб Оренбургской области

Год

Тематика проведенных мероприятий

Количество зачтенных часов (ч)

2005

Областная научно-практическая конференция «Стратегия использования дезинфицирующих средств в ЛПУ»

14

2006

Областная научно-практическая конференция «Подготовка средних медицинских кадров» (мастер-классы по профилактике пролежней и недержанию мочи);

4

 

Учебно-практический семинар «Актуальные вопросы внедрения в практическую деятельность ЛПУ САНПИН 2.1.7.728-99 ”Правила сбора, хранения и удаления отходов ЛПУ”» (мастер-класс по утилизации отходов)

 

6

2007

Областная научно-практическая конференция «Формы и методы текущего обучения в ЛПУ. Основы педагогики» (мастер –класс по анафилактическому шоку)

6

 

2008

Учебно-практический семинар:

мастер – классы по ПСО, обработке рук ,текущей уборке в ЛПУ

6

2009

Областная научно-практическая конференция «Реализация решений III Всероссийского съезда медработников»:

1. внедрение в практику работы ЛПУ области Региональных стандартов технологий выполнения ПМУ;

2. мастер-классы «Уход за тяжелобольным», «Облачение процедурной и операционной медсестры в стерильную одежду».

8

2010

Областная научно-практическая конференция:

1. экспертиза качества сестринской помощи;

2. инфекционная безопасность и контроль (работа с СанПиН 2.1.3.2630-10);

3. современные принципы организации медицинского обеспечения населения при ЧС и катастрофах (мастер-класс);

4. управление кадрами здравоохранения (вопросы допуска к занимаемой должности в соответствии с приказом МЗ РФ №541).

8

 

2011

1. День главной медсестры (подготовка медперсонала к аттестации на квалификационную категорию; мастер- класс «Выполнение инъекций»);

2. областная научно-практическая конференция «Формы и методы текущего обучения в ЛПУ» (мастер-классы по организации деловой игры, тренинга, зачета в ЛПУ);

3. подготовка и проведение конкурса «Лучшая старшая медсестра Оренбургской области».

8

 

 

8

 

 

4

 

С 2011 года проведение цикла усовершенствования для главных и старших медсестер с зачетом часов составит 14 дней с условием прохождения входного тестирования, выполнения контрольной работы и сдачей экзамена. Проведение обучающих мероприятий в рамках семинаров, Дней главной медсестры, сестринских конференций будет продолжено. В данный момент планируется переход на менее затратную по времени и более эффективную форму регистрации: в электронную базу данных участников заносится оператором информация об участии в мероприятии, которая выдается при зачислении на цикл усовершенствования.

Очень актуальной и востребованной формой обучения взрослых являются мастер-классы и тренинги, которые проводятся с 2006 года на областных конференциях и семинарах. За последние четыре года в рамках областных конференций и семинаров были проведены мастер-классы по актуальным темам: «Генеральная уборка», «Проведение ПСО», «Утилизация отходов», «Гигиеническая обработка рук», «Профилактика пролежней», «Недержание мочи», «Уход за тяжелобольным», «Облачение в стерильную одежду», «Уход за послеоперационной раной», «Помощь при дорожно-транспортных происшествиях». В процессе разработки сценария и подготовки оснащения мастер-классов и тренингов принимали участие не только преподаватели Центра повышения квалификации, но и главные специалисты лечебных учреждений, на базе которых проводились конференции и семинары (ГУЗ «ООКБ» – главный врач А.М. Чевычалов, главная медсестра Т.И. Дроздова; ГУЗ ООКБ № 2 – главный врач Б.Л. Колесников, главная медсестра И.В. Масютина; ГУЗ «Областной психоневрологический госпиталь» – главный врач В.М. Сукач, главная медсестра Л.И. Петрова; МУЗ «Бузулукская ЦГБ» – главный врач В.Ф. Трунов, главная медсестра Н.Г. Шестакова), преподаватели Областного медицинского колледжа. Все подготовленные методические материалы (пособия, видеоматериалы, буклеты) можно использовать для непрерывного обучения медперсонала в каждом учреждении здравоохранения. Для участников накопительной системы это становится своеобразным домашним заданием. После окончания мастер-классов и тренингов обязательно проводится анкетирование, которое позволяет не только оценить качество их проведения, но и выявить потребность по тематике следующих мероприятий, пособий, мастер-классов. Каждый мастер-класс обызательно включает в себя не только  теретическую и демонстрационную часть,но и  практическую часть с отработкой участниками  манипуляций и выполнением  заданий по принятию решений в конкретных  ситуациях, что позволяет провести контроль усвоения учебного материала, увидеть «слабые» места в подготовке медперсонала. По данным анкетирования, 98% участников отметили необходимость проведения мастер-классов, 95% ответили утвердительно на вопрос о возможности проведения занятий в ЛПУ с использованием материалов мастер-классов, которые получили все участники в виде методических пособий. Кроме того, мы попросили в анкетах предложить темы сестринских конференций и получили большое количество предложений, которые стали предметом обсуждения на Областном Совете по сестринскому делу, при составлении плана работы и основой для творческой методической работы наших преподавателей.

Для оценки эффективности и оперативности работы по удовлетворению потребности в обучающих мероприятиях в 2010 году был проведен сравнительный анализ с анкетированием в 2007 году, по наиболее актуальным темам (таблица 2).

Таблица 2

Оценка  потребности руководителей сестринских служб Оренбургской области в методических материалах и  обучении, с анализом выполнения  мероприятий

за период с 2007 по 2010 гг. и планом на 2011-2012гг.

Потребности ,выявленные при анкетировании

главных сестер  на

областной конференции

в 2007 г

Выполнено за период с 2007 по 2010 год

Запланировано на период 2011-2012 года с учетом потребностей при анкетировании главных сестер на областной конференции в 2010г.

Технологии выполнения простых медицинских услуг

Разработаны и утверждены Министерством  здравохранения  Оренбургской области Региональные стандарты:

- приказ №48 от 01.02.10г. «Об утверждении регионального стандарта «Технологии выполнения простых медицинских услуг функционального обследования, получения исследуемых образцов, методов доступа и введения»;

- приказ  №126 от 05.03. 10г. «Об утверждении регионального стандарта «Технологии выполнения простых медицинских услуг сестринского ухода, десмургии и иммобилизации»

 

Внедрение технологий вполнения простых медицинских услуг  на территории Оренбургской области

Санитарно-эпидемический режим (дезинфекция и стерилизация; генеральная уборка; гигиеническая и хирургическая обработка рук)

Разработано и выпущено учебно-методическое пособие «Инфекционная безопасность и контроль».

Проведены 3 мастер-класса.

Включать вопросы  по инфекционной безопасности в программы конференций и семинаров  с учетом требований

Видеофильмы

Подготовлены и тиражированы видео-материалы по проведенным мастер-классам на диске

Подготовить к тиражированию видео фильм  «Инъекции»

Мастер-класс  «Инъекции»

-

Провести мастер-класс «Инъекции»

Профилактика пролежней

Проведен мастер-класс в 2007 году

Главным сестрам на областной конференции  20.12.10г. передана на электронном носителе информация по масте-классам для проведения занятий   с сестринским персоналом  в учреждениях здравоохранения

Оказание помощи при анафилактическом шоке

Проведен мастер-класс в 2008 году

Уход за тяжелобольным

Проведен мастер-класс в 2009 году

Оказание неотложной помощи при ДТП

Проведен мастер-класс в 2010 году

Конференция «Организация непрерывного обучения»

Ранее уже проводилась областная конференция по просьбе главных медсестер в 2007 г.

Подготовка конференции и 3 мастер-классов в июне 2011 года

Подготовка аттестационной работы

Доклад на Областной конференции  18.11.09г ."Аттестация                                        среднего медицинского персонала как инструмент оценки компетенции специалиста и качества сестринской помощи"

 

Подготовка материалов на День главной медсестры в 2011 и 2012 гг. в связи с новым приказом Министерства здравохранения  Оренбургской области

Организация и проведение конкурсов

 

В июне 2007 года проведен Областной конкурс «Лучшая медсестра педиатрического участка Оренбургской области».

В ноябре 2009 года проведен городской конкурс «Лучшая процедурная медсестра  г.Оренбурга».

Подготовлены методические материалы для конкурса в Областном противотуберкулезном диспансере «Лучшая медицинская сестра диспансера»

Подготовка и проведение зональных и Областного конкурсов «Лучшая старшая медсестра» в мае и июне 2011г.

Проблемы

В тоже время существует ряд нерешенных проблем, которые затрудняют процесс реализации накопительной системы:

1. отсутствие нормативно-правовой базы по проведению системы зачета часов по накопительной системе;

2. в проекте нового «Закона об образовании» разрешено проведение краткосрочных циклов обучения только в объеме 36 часов (европейский стандарт кредитной единицы), что не решает проблему зачета часов за 1-2 дня конференций или семинаров;

3. существуют проблемы с привлечением внебюджетных средств (привлечение спонсорской помощи от медицинских компаний может быть расценено как нарушение антимонопольной политики на рынке медицинского оборудования и дезинфицирующих средств).

Наши предложения по внедрению накопительной системы повышения квалификации

1. Считаем наиболее приемлемыми и реально выполнимыми для существующего уровня развития сестринского дела, апробированные нами формы проведения краткосрочных обучающих мероприятий для зачета по накопительной системе:

- семинары, тематика которых соответствует содержанию образовательных стандартов и обязательно включает инновации в сестринском деле с зачетом всех часов 1–2 –дневных семинаров (от 6 до 8 часов учебной нагрузки в день);

- сестринские конференции, тематика которых соответствует содержанию образовательного стандарта и обязательно включает инновации в сестринском деле по обсуждаемой тематике с зачетом всех часов конференции (от 6 до 8 часов учебной нагрузки в день);

- мастер-классы, которые проводятся с обязательным привлечением присутствующих медработников в процессе проведения тренинга, тестирования, решения проблемных задач. Все участники получают материалы для проведения подобных мастер-классов в своих учреждениях здравоохранения – это форма домашнего задания.

2. Все проводимые формы обучающих мероприятий должны сопровождаться методическим обеспечением в виде учебно-методических пособий, буклетов, учебных фильмов, материалов на электронных носителях .

3. Необходимо создавать электронную базу данных на каждого участника для внесения информации об участии в накопительной системе и оперативного получения данных по зачету часов.

По мнению авторитетных исследователей время «выживаемости знаний» в медицине составляет 3 года, а традиционная система повышения квалификации запланирована 1 раз в 5 лет. Накопительная система повышения квалификации позволяет компенсировать в динамике дефицит знаний, не требуя длительного отрыва от работы. Мы надеемся на совместное плодотворное сотрудничество со всеми лицами, заинтересованными в повышении качества непрерывного профессионального развития специалистов сестринского дела. «Собраться вместе – это начало, оставаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех» (Г. Форд).

Список использованной литературы:

1. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Непрерывное профессиональное образование специалистов со средним образованием – основа качества медицинской помощи», 25–26 марта 2010 г. (Нижний Новгород).

2. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010–2020 годы // Главная медицинская сестра. 2009. № 12. C. 25–49.

 

Образцы анкет для руководителей сестринских служб по выявлению  потребности  в методических материалах и   обучении:


Анкета  для  главных  и старших медсестер (2007год)

Уважаемые коллеги!

  1. Какие формы и методы обучения Вы используете в своем ЛПУ?
  2. Какие формы контроля качества обучения Вы применяете в своем ЛПУ?
  3. Какие методические пособия необходимы Вам для проведения обучения в ЛПУ?
  4. Какие инновационные технологии внедряются или внедрены в Вашем  ЛПУ?
  5. Предложите формы сотрудничества ЛПУ и ЦПК.
  6. Какие формы обучения и контроля Вы считаете наиболее      приемлемыми  в Вашем ЛПУ из предложенных на семинаре?(нужное подчеркнуть)

1) конференции 2) "круглый стол" 3) "мозговой штурм"

4) деловые игры   5) тренинги 6) решение ситуационных задач


Анкета  для  главных  и старших медсестер    (2009 год)

Уважаемые коллеги!

  1. Какие методические пособия необходимы Вам для проведения обучения в ЛПУ?
  2. Предложите темы областных конференций для главных специалистов сестринского дела?
  3. Какие мастер-классы  Вы хотели  бы увидеть на областных конференциях?
  4. Какие вопросы вы хотели бы обсудить или какую информацию получит на  Дне главной медсестры7 (планируется проведение 2 раза в год)
  5. Хотели бы вы выступить на областной конференции или дне главной медсестры по обмену опытом.если да, то укажите Ваш контактный телефон и тему выступления.

 

Анкета  для  главных  и старших медсестер   (2010 год)

Уважаемые коллеги!

В следующем году планируется проведение  научно-практической конференции  по вопросам текущего обучения медперсонала . Просим вас ответить на вопросы анкеты  для   рационального планирования  и организации  данной                                              конференции.

1.Предложите тему   для демонстрации  деловой игры :

-по неотложной помощи____________________________________________

по сестринскому уходу______________________________________________

- по манипуляционной технике ______________________________________

- по инфекционной безопасности_____________________________________

2. Предложите тему   для демонстрации  тренинга  :

-по неотложной помощи____________________________________________

по сестринскому уходу______________________________________________

- по манипуляционной технике_______________________________________

- по инфекционной

безопасности_____________________________________________________

3.Предложите тему   для демонстрации  зачета  :

по неотложной помощи____________________________________________

по сестринскому уходу_____________________________________________

- по манипуляционной технике ______________________________________

- по инфекционной безопасности_____________________________________

4.Предложите тему   для демонстрации  мастер-класса  :

-по неотложной помощи____________________________________________

по сестринскому уходу_____________________________________________

- по манипуляционной технике ______________________________________

- по инфекционной безопасности_____________________________________

5.В  организации и  демонстрации  какого метода   обучения

( игра,тренинг, зачет,мастер-класс)  Вы ( ваши сотрудники)  могли  бы принять участие ? _____________________________________________________________________

Ваш контактный телефон_____________________________________________

 

Анкета по оценке качества проводимых  мастер-классов (2009-2010гг.)

Уважаемые коллеги!

1.Считаете ли Вы необходимым проведение мастер-классов на Областных конференциях для руководителей сестринских служб?

2.Оцените качество учебно-методических пособий  Центра повышения квалификации по проведению мастер-классов :(нужное подчеркнуть)

- хорошее

- удовлетворительное

- неудовлетворительное (укажите какие)

3.Используете ли вы методические материалы Центра повышения квалификации  для проведения текущего обучения? :(нужное подчеркнуть)

- да  использую всегда (укажите какие)___________________________________

-да,использую частично(укажите какие) ________________________________________

-не использую

Вложения:
ФайлОписаниеРазмер файла
Скачать файл (Образцы анкет для руководителей сестринских служб по выявлению  потребности  в м)Скачать образцы анкет для руководителей сестринских службприбыль Бухгалтерия НИОКРИстория Миссия КомандаОбразцы анкет для руководителей сестринских служб по выявлению потребности в методических материалах и обучении48 Kb

Обучение массажу

Обучение косметологии

Рекомендуем посетить



Знаете ли вы, что ваш Internet Explorer 6 (IE6) устарел?

Чтобы получить наилучшие впечатления от нашего сайта, мы рекомендуем Вам перейти на новую версию или другой веб-браузер.

Список наиболее популярных веб-браузеров можно найти ниже.